В конце декабря 2020 акции Alibaba потеряли более 10 процентов стоимости. Что происходит, и чего ожидать дальше? Ответ на этот вопрос чрезвычайно важен как инвесторам в Alibaba, так и тем, кто инвестирует в китайские акции и фонды.
Джек Ма, основатель Alibaba, по праву является самым известным китайским бизнесменом. Его влияние на развитие торговли и электронной коммерции не ограничено Китаем. В 2018 году он занял 21-е место в списке самых влиятельных людей мира по версии журнала Форбс.
В чем заключается функция Alibaba в экономическом процессе?
В чем заключается функция Alibaba в экономическом процессе? Alibaba связывает напрямую потребителей, производителей и предпринимателей, исключая других посредников.
Потребители могут покупать товары напрямую, избегая наценки розничных сетей. Предприниматели могут придумать новый продукт и напрямую договориться с производителем о его выпуске. С Alibaba не нужно ехать в Китай и искать партнеров. Alibaba является единым рынком услуг и товаров. С экономической точки зрения Alibaba является естественной монополией. Единое информационное пространство и масштабируемость технологий гарантируют, что победитель получает все. Таким победителем и стала Alibaba.
Коммерческий успех Джека Ма — подтверждение востребованности такой услуги. Такой сервис выгоден и китайским властям — это диверсифицирует рынок для товаров из Китая и делает их менее зависимыми от крупных игроков, таких как: сеть универсальных магазинов Волмарт, известные производителей электроники и спортивной одежды, и др. Alibaba дает Китаю альтернативные пути продажи своих товаров и возможность уменьшить зависимость от крупных контрагентов.
Как Alibaba развивалась после достижения первого успеха?
Каждое успешное предприятие сталкивается с проблемой реинвестирования прибыли. В какой-то момент, дальнейшее совершенствование услуги или продукта становится либо невозможным, либо несоразмерно затратным. В таком случае бизнес ищет новые пути развития и новые сферы применения для своих возможностей. Особенно важно это для монополий, имеющих высокие наценки и доходность — денег у них много, а свой рынок они уже исчерпали.
Alibaba стала расширять свои услуги и открывать новые направления — доставка еды, денежные переводы, китайский аналог Убер и т.д. Таким же путем последовала и другая крупная китайская компания, Tencent. Вместе Alibaba и Tencent, владеют портфелем технологических компаний, покрывающих большую часть рынка услуг.
Концентрация владения вообще характерна для IT индустрии, а особенно сильно это проявляется в развивающихся странах. Например, в России Яндекс инвестирует во многие успешные стартапы, пользуясь высокими доходами по сравнению со своими российскими конкурентами и используя лучшее знание рынка по сравнению с богатыми западными конкурентами.
Помимо естественных языковых и культурных барьеров, интернет-гиганты в развивающихся странах зачастую пользуются поддержкой государства, которое обеспечивает им неконкурентные преимущества.
Но вернемся к падению акций Alibaba
Но вернемся к падению акций Alibaba. Чтобы оценить последствия, необходимо понять причины реакции китайского правительства. Долгое время Alibaba пользовалась защитой и была лидером в новых технологиях, необходимых режиму. Что изменилось в конце декабря?
Претензии были выдвинуты к платежной системе Ant, 33% которой владеет Alibaba и через которую проводит платежи. Ant также занимается управлением инвестициями, страхованием и развивает направление потребительских кредитов. Вскоре должно было состояться IPO Ant, в котором компания оценивалась в 300 миллиардов долларов.
Основанием для претензий стал рост компании Ant в финансовой сфере. Китайские власти потребовали прекратить расширение услуг в сферы страхования, управления инвестициями и потребительских кредитов. Взамен этого Ant было предложено сосредоточиться на их платежной системе.
Что конкретно спровоцировало недовольство?
Официальная версия в нашей интерпретации такова.
Надзорные органы опасаются за стабильность финансовой системы. Ant не является банком, не следует тем же требованиям, что и банки. Это дает им возможность предоставлять банковские услуги дешевле, чем это могут делать банки. В случае кредитного кризиса Ant может стать слабым звеном в финансовой системе и привести всю систему к коллапсу.
В конце октября Ма выступил с критикой Basel 2, правил капитализации банков. По его мнению, эта система сдерживает развитие и инновации в банковской индустрии. Китайским бюрократам близка и понятна логика брюссельских старцев, принявших Basel 2. Инновационный порыв Ма их пугает, ведь именно недопонятые финансовые новшества привели к кризису 2007-2008 годов.
Сможет ли Ant удовлетворить требования надзорных органов путем создания стандартной банковской организации с рекомендованными методами контроля за капитализацией и рисками?
Ситуация с Ant не уникальна. И Alibaba и Tencent имеют проблемы с государством и в других сферах своей деятельности. Alibaba пытается расширить бизнес в стандартный ритейл, покупая и создавая сети супермаркетов. Тенсент централизует и покупает стриминговые сервисы и производителей контента. Китайские антимонопольные органы считают такой рост угрозой для остальной экономики.
До сих пор наказания для Alibaba и Tencent ограничивались мизерными штрафами. Может быть, чаша терпения китайских чиновников переполнилась?
Что делать инвесторам?
Даже если Alibaba и Tencent придется умерить свои амбиции, это все равно прибыльные растущие компании, которые смогут органически увеличивать свою долю на рынке. Кроме того, есть и другие компании в которые можно инвестировать и не находиться в прицеле антимонопольных органов.
Есть и другой важный вопрос о мотивах китайского правительства. Ограничивает ли оно рост успешных компаний по политическим мотивам, или осторожно контролирует риски экономической системы?
Произошедшее стало неожиданностью для Ма. Ему запрещено покидать страну. Он уединился, сократил свои контакты и публичные появления. Является ли это нормальной процедурой банковского надзорного органа или антимонопольной комиссии? Не стал ли Ма и акционеры Alibaba жертвой его растущего влияния и популярности?
Мы уверены, что акции Alibaba восстановятся. Но инвесторам стоит помнить о том, что политические риски реальны и могут привести к невосполнимым потерям.